Проблема утилизации бытовых отходов стара как мир.
Кто-то из великих сказал: "Не от войн погибнет человечество, оно захлебнется
в собственных отходах".
Правда, раньше мусор был в основном органический и
хорошо разлагался. Но с развитием научно-технического прогресса, менеджмента,
маркетинга и прочих хитростей для улучшения продаж все стали заворачивать в
красивую упаковку, в большинстве своем состоящую из неразлагаемых
материалов. Так, в промышленно развитых странах вес упаковки составляет
около 30 процентов, а по объему - 50 процентов всех домашних отходов. Бумага
составляет примерно половину упаковочных материалов, затем следуют стекло,
металл и пластик. Доля пластика в упаковке с незначительного объема в
шестидесятых годах выросла особенно быстро. Сначала он вытеснил стекло, а
следующей целью производителей пластика становятся жестяные банки.
В общем, сейчас этого "добра" скопилось столько, что все уже не знают, как от него
избавиться. Власти всех стран пытаются найти лучший способ утилизации
отходов своих граждан. Казалось бы, зарыл вземлю-и дело с концом. Но не все
так просто. К тому же зачем зарывать такие богатства? Ведь город размером с
Барнаул располагает большим количеством алюминия, чем небольшая бокситовая
шахта, меди - чем средняя медная копь, и большим количеством бумаги, чем
можно было бы получить из огромного количества древесины. Наш город - это
шахта. Вопрос лишь в том, как эффективнее ее разрабатывать, чтобы получить
максимальную отдачу от собранных материалов.
Управление отходами
Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннетту принадлежит краткая афористичная
формулировка: "Мусор - это не вещество, а искусство - искусство смешивать
вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на
свалке". "Смешивая различные полезные предметы с бесполезными, - продолжает
Коннетт, - токсичные с безопасными, горючие с несгораемыми, мы не должны
удивляться, что полученная смесь бесполезна, токсична и плохо горит. Эта
смесь, называемая бытовыми отходами, будет представлять опасность для людей
и окружающей среды, попав как в мусоросжигатель, так и на свалку или
мусороперерабатывающий завод".
Западные специалисты, многие годы решая проблему утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и затратив на это
миллиарды долларов, пришли к выводу, что гораздо проще контролировать то,
что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду.
Ими разработан комплексный подход к решению проблемы ТБО. Этот подход как
раз и начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы.
Основа концепции комплексного управления отходами (КУО) состоит в том, что
бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые не должны в идеале
смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга
наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.
КУО предполагает, что в дополнение к традиционным способам (мусоросжиганию и
захоронению) неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия
по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и
компостирование (аэробное сбраживание органической части отходов). Только
комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна
технология, пусть даже самая современная, может способствовать эффективному
решению проблемы БО.
Сокращение отходов достигается вследствие
переориентации производителей и потребителей на продукты и упаковку,
приводящие к меньшему количеству отходов. В настоящий момент в России более
разумно говорить не о сокращении объема отходов, а об ограничении их
бесконтрольного роста.
Вторичная переработка (включая компостирование) - это
вторая ступень иерархии. Вторичная переработка не просто сохраняет место на
свалках, но и улучшает эффективность мусоросжигания путем удаления из общего
потока отходов несгораемых материалов.
Хотя сжигание всех отходов без разбора - это технология прошлого, современные мусоросжигательные установки,
оборудованные системами очистки выбросов, генераторами электроэнергии и
используемые в комбинации с другими методами утилизации БО, могут помочь
справиться с потоком мусора, особенно в плотно населенных областях.
Но на Западе уже давно идет кампания против мусоросжигающих заводов, во многих
странах Европы введен мораторий на строительство мусоросжигающих печей из-за
их вредного воздействия на здоровье людей. Поэтому сейчас западные
производители этих "грязных" технологий активно внедряют их в развивающиеся
страны, в том числе и у нас.
Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные "санитарные"
полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые нам
свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения,
оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие
образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и
электроэнергии.
Но проблема бытовых отходов не решается только выбором
"правильной" технологи и или даже комбинации технологий, так как кроме
технологических она имеет экономические, социальные и организационные
аспекты. Идея КУО заключается в том, что все эти аспекты должны
рассматриваться в комплексе.
Организационные и социальные аспекты
Типичной ошибкой, допускаемой во многих программах по решению проблемы ТБО, по мнению
экспертов, является полная и бесконтрольная передача их в руки "профильных"
департаментов городской администрации. При этом, во-первых, из процесса
принятия и выполнения решений по выбору альтернатив утилизации отходов
нередко оказывается исключено не только население, но и выборные органы
города. Уже одно это делает осуществление многих экологически приемлемых
альтернатив обращения с отходами принципиально невозможным.
Во-вторых, службы коммунального обеспечения обычно активно охраняют свою традиционную
монополию на решение всех проблем, связанных с мусором. Это означает не
только низкую эффективность сервиса, но и невозможность пробиться для
альтернативных подходов, в которых "эксперты" из департаментов не считают
себя специалистами. Наиболее яркая иллюстрация - высказывание одного из
представителей Департамента инженерного обеспечения при правительстве
Москвы, сделанное в ответ на предложение начать программы посбору вторсырья
с привлечением населения: "Я - инженер, я знаю, как управлять машинами, и не
знаю, как управлять людьми".
Экономика утилизации отходов
Здесь самый важный (и пока непривычный для жителей и властей российских городов) факт состоит в
том, что за выбрасывание мусора надо платить немалые деньги. В странах
Европы и Северной Америки утилизация отходов, проводимая с соблюдением
экологических норм, обходится в среднем в несколько десятков, а иногда -
более сотни долларов за тонну. Некоторые крупные свалки в США имеют обороты
в сотни тысяч долларов в день. Разумеется, возможность зарабатывать на
Западе привлекает в индустрию по переработке отходов частные
компании.
Частная или муниципальная?
Аналогичные процессы начинаются и в
России. Городские руководители должны быть готовы принимать обоснованные и
подходящие для конкретной местной ситуации решения по передаче части или
всего комплекса работ по сбору и утилизации отходов в руки
частных-предприятий, а экологические организации, в том числе и
общественные, должны будут выработать свою позицию по отношению к этому
явлению.
Сторонники передачи сбора и утилизации ТБО в частные руки считают,
что предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, обычно работают
менее эффективно из-за отсутствия конкуренции. Так как эксплуатация
муниципальных предприятий должна финансироваться из городского бюджета,
средств в котором всегда не хватает, то проблемы решаются самым дешевым, а
не самым лучшим способом: яркий пример тому - нынешнее состояние российских
городских свалок, находящихся в "общественной собственности". Частные же
предприятия не нужно финансировать из бюджета и можно заставить выполнять
все экологические нормы. Конкуренция (конечно, только в том случае, если она
появится) заставит частные предприятия работать эффективно, и к тому же
независимо от политических изменений в городской администрации. В то же
время следует ожидать, что цена переработки отходов для населения
значительно возрастет, так как компания будет стараться извлечь прибыль из
утилизации отходов и должна будет платить налоги.
Но муниципальные предприятия по сбору и утилизации ТБО могут, в принципе, предложить
населению более низкие цены, в структуру которых не заложены прибыль и
налоги.
Высокая цена за утилизацию отходов создает дополнительный рычаг в
управлении отходами: например, во многих странах население и учреждения
платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которое они
выбрасывают. Это создает мощный стимул к сокращению количества отходов,
отправляемых на свалку, и задача властей состоит в том, чтобы предоставить
реальные альтернативы свалке, например, организовать сбор вторсырья.
(Кстати, я до сих пор помню, как в годы моего детства по улицам ездили
фургоны для сбора утильсырья и в обмен на тряпье и макулатуру предлагали
игрушки и ширпотреб). Население будет гораздо охотнee собирать вторсырье,
если за него будут платить пусть даже небольшие деньги, собирают же бомжи
бутылки. Однако слишком высокая цена за утилизацию отходов может привести к
проблеме незаконных свалок. Между тем у нас они возникают даже и при очень
низкой цене. И здесь в первую очередь необходимо законодательное решение и
его строгое соблюдение.
Ведь стыдно провезти летом гостей города по Оби,
обрывистые берега которой представляют собой сплошную свалку. Вдумайтесь в
эту цифру: только 30% частного сектора Барнаула платит за вывоз мусора!
Остальные же ссылаются на то, что у них нет мусора. На вопрос:" Где же он?",
- многие без затей отвечают: "Да под обрыв бросаю". (?!) Вот так вот! Валят
в лес, в реку, загаживая все вокруг. И невдомек им (или просто лень) вырыть
на участке яму, а сгораемые отходы тут же спалить на костре.
Партнерство во имя чистоты
Применительно к российским условиям экологическая организация "Гринпис" предлагает в каждом городе с населением свыше двухсот тысяч человек
создать муниципальное или коммерческое предприятие, которое бы занималось
сбором и переработкой бытовых пластиковых отходов, составляющих около 10%
мусора городских свалок. В дополнение к этому оно может осуществлять сбор и
переработку стеклобоя и нестандартной стеклотары. Предприятие включает
транспортно-заготовительный участок, участок подготовки сырья и участок
производства товаров народного потребления и стройматериалов. В более мелких
населенных пунктах стоит создать небольшие участки сбора и переработки
пластиковых отходов. Такиепункты могут действовать на основе самоокупаемости
под патронажем экологической службы города или непосредственно в
предприятиях, имеющих недозагруженные мощности по переработке пластмасс. В
масштабе среднего города вторичного стекла с лихвой хватит и на
бесперебойную работу небольшого завода по производству стеклотары,
стеклоблоков или витражей. Известны технологии получения стеклянной
облицовочной плитки. В любом случае затраты на сбор и переплавку готового
стекла будут существенно меньше затрат на добычу, перевозку и плавку
силикатного сырья, закупку соды, буры, поташа, пигментов и прочих
стеклообразующих компонентов.
Исследование вторичного пластика, выполненное
кафедрой химии БелгГУ, показало, что его физико-химические свойства почти
аналогичны свойствам основного товарного полимера. Стеклобой и тарное стекло
имеют показатели качества, отвечающие ГОСТ 111-78 (стекло оконное) и другим
техническим условиям на стекло разных марок. Зарубежный опыт однозначно
свидетельствует: повторная переработка стекла приносит большую прибыль.
Поэтому высокая эффективность переработки стекла принимается априори,
учитывая более низкую стоимость в России людских ресурсов, энергозатрат и
транспортно-заготовительных расходов. Важно отметить, что стеклобой может
быть предметом экспорта в страны ЕЭС.
Что касается переработки пластика,
который считается малорентабельным на Западе, то было бы ошибочным экономику
зарубежной переработки автоматически примерять к России, заранее предрекая
ее невыгодность. Анализ показывает: цены на отечественные полимерные
материалы вплотную приблизились к зарубежным, а подчас и опережают их. А вот
затраты на сбор и переработку пластиковых отходов у нас будут в несколько
раз ниже, если учесть фактическую разницу в заработной плате и стоимости
энергоресурсов. Поэтому вторичная переработка пластиковых отходов может
стать для отечественного бизнеса поистине золотым дном. Ясно также: для
того, чтобы заработал цивилизованный экономический механизм, нужна поддержка
на период становления и просто добрая воля со стороны городских
властей.