В преддверии Дня защитника Отечества Unipack.Ru предлагает вниманию читателей статью на тему армейского табачного довольствия. Вопрос табачного снабжения военнослужащих оказался не так прост, как казалось бы. Выяснилось: в нем было интересно разбираться.
Интересен и вопрос: а прозвучит ли, в свете борьбы с курением, в дни празднования 70-летия Победы песня, написанная в самом конце 1941 года И. Френкелем и М. Табачниковым, строчка из которой взята в качестве названия материала? Песня, знавшая многих исполнителей, но невольно связываемая со светлой памятью К. Шульженко.
Вопрос вовсе не праздный. Была у нас практика. Ведь «выкинули слово», а точнее, изменили его во время горбачевской борьбы за трезвость в одной из победных песен 1945 года. Имеется в виду произведение Л. Ошанина и И. Дунаевского, где в оригинале звучало: «Чарочку хмельную полнее наливай!», а стало нечто безалкогольное.
Как было…
Табак солдатам стали выдавать тогда же, когда его начали внедрять в России – при Петре I. И, собственно, с тех пор табачное довольствие (или удовольствие, хотя и сомнительное) для военнослужащих очень долгое время не прекращалось. Иногда уменьшаясь, иногда увеличиваясь. Чаще, во время боев. Во время Первой мировой войны считалось, что это повышает боевой дух. А на Великой Отечественной войне солдатам в сутки полагалось по 20 г махорки, а офицерам в качестве доппайка еще 25 г папирос, что составляло 4-6 штук этих табачных изделий. С 1942 года некурящим военнослужащим заменяли табак на сахар или кондитерские изделия. Впрочем, немногие на фронте отказывались от курева. Не знаю, как с боевым духом, но вспоминаю слова отца: «Сидишь в окопе, а мурашки ползают, страшно. Закуришь, вроде и полегчало».
Однако был в жизни Советской Армии и Военно-морского флота период, когда солдатам и матросам срочной службы «прикурить не давали», он длился с 1966 по 1988 год. Тогда к солдатскому (в размере 3 рублей) и сержантскому (от 8 до 30 рублей – в зависимости от должности) денежному довольствию прибавляли 80 «табачных» копеек. Этих копеек не получали, правда, служившие за границей. Им полагалась вдвое большее жалованье (для рядовых – 6 рублей), пересчитанное в местную валюту, и 12 пачек сигарет в месяц, как правило, самых дешевых в СССР: «Памир», «Охотничьи», «Гуцульские».
Последние выдавались чаще всего. Они производились на Украине, откуда ближе всего до групп советских войск, располагавшихся в странах Восточной Европы.
Окончание же «бестабачного» периода, видимо, связано с тем, что наступила пора повального дефицита, в том числе на табачные изделия. Сигареты, поступавшие в военторговские магазины и ларьки, усилиями продавцов и завмагов шли на черный рынок. Так что включение их в норму довольствия, т. е. выдача непосредственно в руки военнослужащих, было оправданно.
И как есть
Сейчас продовольствием военнослужащие в мирное время снабжаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 946 от 29 декабря 2007 года, претерпевшем несколько изменений и дополнений. Там, наряду с обеспечением собственно продуктами питания, говорится и о выдаче сигарет солдатам.
Вопрос об отмене табачного довольствия впервые поднялся в 2009 году, в целях борьбы за здоровый образ жизни в вооруженных силах. Мол, незачем выдавать «пайковое курево», т. к. это приводит к тому, что не курившие до того могут и начать. С приходом в 2012 году на должность министра обороны С. Шойгу предложение стало еще актуальнее, тем более, что министр, сам некогда бросивший курить, его активно поддержал. К тому же, с того года солдатам срочной службы стали выплачивать в месяц 2000 рублей, вместо 500, выдававшихся ранее. Считалось, что при желании они смогут сами купить себе курево.
Но единодушной поддержки идея не нашла. Некоторые матери военнослужащих противились ей из-за того, что кое-где в гарнизонах и отдаленных частях сигареты купить просто негде, да еще из-за того, что некурящие новобранцы часто отдавали сигареты старослужащим, добиваясь тем самым их хорошего расположения. Из-за «дедовщины», которая, увы, продолжает иметь место даже при одногодичном сроке службы, высказывались против отмены выдачи сигарет и многие командиры. Ведь нередки случаи, когда «деды» напутствуют «молодняк», уходящий в увольнение, пожеланием (или: приказанием?) раздобыть сигарет. А те вынуждены просто выпрашивать сигареты у прохожих, чему сам был свидетелем и что, понятно, армию не красит. При отсутствии табачного довольствия такой негатив может и усилиться.
Как бы то ни было, но в тексте Постановления № 946 с четырьмя последующими редакциями (последняя от 14.10.2014, Постановление № 1054) пункт 6 приложения к норме №1 (общевойсковой паек) звучит так:
«Военнослужащим, проходящим… службу по призыву… выдаются на одного человека: сахар 700 граммов или карамель леденцовая – 600 граммов или молоко сгущенное… – 600 граммов в месяц, или сигареты с фильтром – 10 штук в день и спички – 3 коробки в месяц – по их желанию».
Сигареты могут выдаваться разных марок. Одно время специально для этих целей выпускались сигареты «Армейские».
Позже чаще стали выпускать сигареты «Перекур», изготовленные в Ростове-на-Дону.
Обращает на себя внимание надпись на боковой стенке пачки этих сигарет «Изготовлено по государственному заказу Министерства обороны РФ и ФСБ РФ» с припиской «Не для продажи в рознице».
А табачок врозь
И все-таки, на взгляд автора (признаюсь, завзятого курильщика), стоило бы, воспользовавшись почти двадцатилетней практикой советских вооруженных сил, отделить табачное довольствие военнослужащих от их продовольственного снабжения. Курительные принадлежности надо выдавать только в тех частях, где солдаты не могут купить их за деньги. При этом, в остальных полках и подразделениях должна быть, при желании курильщиков, свободная возможность приобрести сигареты за собственные деньги. Со специальными же местами для курения в армии и на флоте проблем быть не должно, все уже давно расписано уставами. Осталось только не подталкивать молодых людей к привычке, ведущей к нездоровью.