В эти дни проходит 17-я по счету международная выставка «Агропродмаш-2012» – несомненно, знаменательное событие в жизни пищевой индустрии страны и тех отраслей, которые производят необходимую для нее технику. В одном из отчетов по предыдущей выставке я назвал ее экспомероприятием нового времени, родившимся в условиях перехода России на новые формы хозяйствования. Не отказываюсь от этих слов. Но хочу отметить, что у нынешней выставки была регулярно проводившаяся предшественница.
Выставка «Агропродмаш» появилась в 1996 году, когда было принято решение создать новый вернисаж машиностроения путем слияния трех ранее существовавших выставок: «Инпродторгмаш», «Сельхозтехника», «Малая сельхозмеханизация». Из них самую длительную историю имела первая.
Ярмарка в Сокольниках
Выставка «Инпродторгмаш» впервые прошла в 1976 году. О той первой мало что могу сказать: просто там не был. Зато выставка 1978 года была первой, которую я посетил как специалист пищевого (или ýже: упаковочного) машиностроения. Честно скажу, тогда еще молодой специалист, начинающий и мало что еще соображавший в том деле, которому посвятил долгие годы.
Надо отметить, что всем международным выставочным мероприятиям, проходившим незадолго до начала московской Олимпиады, в высшем руководстве страны придавалось особое значение, они ведь создавали престиж страны, знакомили иностранцев с нами. Но даже не учитывая этой спортивно-политической подоплеки, «Инпродторгмаш» стала настоящим явлением и, честно, кое в чем откровением и для специалистов пищевой индустрии, сельского хозяйства и торговли страны, и для тех, кто создавал для них технику. Выставка проходила в выставочном комплексе парка «Сокольники» (найдете в интернете сведения, что на Красной Пресне – не верьте, точно в Сокольниках) с 4 по 17 июля 1978 года (сравните с длительностью нынешних мероприятий). Присутствовало там 350 компаний из 20 стран мира, их стенды заняли площадь 160000 кв. м.
Рассказы о том, что советские предприятия не допускались до подобных мероприятий, несомненно, имеют право на существование: действительно, в некоторых московских международных выставках отечественные производители не участвовали. Но это не касалось того события, что проходило в июле 1978 года. В выставке участвовали предприятия, представлявшие 11 министерств и ведомств страны. Экспонировалось ими многое, начиная от контрольно-измерительных приборов, применимых для оснащения машин и аппаратов для указанных отраслей, и заканчивая молоковозами и цистернами, расположившимися на открытых площадках.
Что же касается «иностранной составляющей» «Инпродторгмаша-78», то она, как и всегда в советские времена, была великолепна. Ведь московская выставка для зарубежных производителей техники – это, прежде всего, ярмарка, где советским потребителям предлагалась их продукция. Поскольку среди отечественных пищевых предприятий страны было очень много крупных, которым требовалось соответствующее по техническому уровню оборудование, а выставку посещало много ведущих специалистов как отраслей-потребителей, так и отраслей, выпускавших для них оборудование, но основе отчетов которых и принимались решения о покупке той или иной техники, мировые гранды знали: «барахло здесь не прокатит». Поэтому, на выставках в Москве в 70-е – 80-е годы демонстрировалось очень много самой передовой техники.
На радость коллекционерам
Не могу припомнить другой отечественной выставки по пищевому и упаковочному оборудованию, какой бы предшествовала и проходила параллельно с ней, как бы сейчас сказали, пиар-компания, равная тогдашней. Сообщения о предстоящем событии во всякой прессе, имеющей хоть какое-то отношение к отраслям, которым и предназначалось мероприятие; прекрасные плакаты; выразительные логотипы, привлекающие к себе внимание, – это было всегда, и до и после выставки 1978 года.
Были выпущены, например, значки. Тоже, в общем-то, обычное дело для советских времен. Но значки были разные: и для экспонентов, и для аккредитованной прессы и просто сувенирные. А вот то, что к подобной выставке почта СССР выпустила художественный конверт с ее логотипом, было в первый раз. Табачная фабрика «Ява» выпустила сигареты «Инпродторгмаш-78», причем, изображение эмблемы выставки на двух сторонах пачки были выполнено в разных цветовых гаммах.
И, наконец, к выставке был выпущен сувенирный набор спичек. Это единственный случай в нашей стране, а возможно и в мире (я, как бывший филуменист, о таком больше не слышал), когда на спичечных этикетках было изображено пищевое, в том числе, фасовочное и упаковочное, и торговое оборудование. Была там и техника, так сказать, «двойного назначения»: которая могла использоваться и в сельском хозяйстве, и в пищевой индустрии. Но по агрокультуре не так интересно, этикетки с изображением сельскохозяйственной техники появлялись у нас в стране довольно регулярно.
Согласно информации, размещенной на одном из сайтов по филумении, рисунки этикеток выполнил Леонид Николаевич Рабичев. Интересный человек: художник (кстати, участвовавший в знаменитой выставке в Манеже в 1962 году), поэт, писатель. Некоторые его книги о войне, написанные на основании воспоминаний фронтовика, до сих пор вызывают прямо противоположные отклики. Мне же этот набор этикеток сейчас интересен с разных сторон: и как бывшему филуменисту, и как бывшему конструктору упаковочного оборудования, и как человеку, интересующемуся историей упаковки и техники ее изготавливающих. Рассматривая этикетки, я был поражен тем, как точно художник изобразил технику. Так изобразил, что спустя почти 35 лет я мог бы назвать марки многих машин, которые присутствуют на «спичечных миниатюрах».
Всего в наборе было 28 этикеток, на каждой из которых была изображена одна единица техники, все отечественного производства. Не вся «спичечная коллекция» техники была показана в тот раз на выставке. Все-таки набор спичек готовился загодя, а ближе к началу выставки происходила замена экспонатов, что, в общем-то, обычное дело. Но почти каждая единица «спичечного» оборудования была достойным образцом техники своего времени, большинство их были экспонатами ВДНХ (некоторые образцы незадолго до «Инпродторгмаш-78», некоторые после нее), где получали свои вполне заслуженные награды.
Машина, которой не было
Но совершенно точно, что «Машина для упаковки городских булочек» ни на каких выставках не экспонировалась, и никаких наград не получила.
Ее просто не было, во всяком случае, даже самыми малыми сериями она не выпускалась. О ее предшественнице – машине для упаковывания мороженого марки А1-ОЗН/1 я не так давно рассказывал. Чтобы найти хотя бы марку машины в «булочном» исполнении, я «поднял» кучу специальной литературы, начиная со справочников 1978 года, где сообщалось о порядка 150 единиц упаковочного оборудования, и 1982 года, где было перечислено около 500 образцов отечественной упаковочной техники , и заканчивая множеством учебников по оборудованию для хлебопекарной промышленности. И нигде сведений о ней не нашлось.
Из разговоров со старыми специалистами пищевого и упаковочного машиностроения удалось выяснить, что на выставке «Инпродторгмаш-78» действительно планировалось показать такую машину. Головной институт пищевого машиностроения ВНИЭКИ Продмаш в конце 1977 года приступил к ее проектированию. Вроде бы машина получила марку А1-ХУБ. Но, видимо, вовремя спохватившись, «наверху» решили, что техника, зеркально похожая на итальянскую «предшественницу», может вызвать на международной выставке скандал, и посему не стали ее экспонировать.
Но если ситуация с выставкой понятна, то совершенно неясно, почему машина не пошла в серию. Потребность в ней, при невероятно большом числе хлебозаводов в стране, была. Неудачной по конструкции она быть не могла, ведь ее «сестра» для мороженого успешно выпускалась в течение нескольких лет, а спустя год стали выпускать машину, адоптированную под упаковывание мыла. А на «похожесть» техники на зарубежный аналог при «внутреннем употреблении» никто и никогда у нас в стране особого внимания не обращал.
Продолжение следует