Запретят ли в Беларуси использование пластиковых пакетов?
Откажется ли Беларусь от использования полиэтиленовых пакетов? С этим вопросом “Народная газета” обратилась к начальнику отдела госконтроля по обращению с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолию Яцуку.
— Беларуси тоже придется отказаться от полиэтиленовых пакетов, — прокомментировал ситуацию Анатолий Васильевич. — Конечно, мы используем их не 3 миллиарда в год, а всего 1,3 миллиона, но все равно получается ощутимый вклад в те 13 тысяч тонн полимерных отходов, которые ежегодно образуются на территории страны и которые никто не в состоянии ни собрать в полном объеме, ни переработать. Кроме того, нужно понимать, что пластиковые изделия производят из углеводородного сырья — нефти, угля, газа, которые не возобновляются и которые продолжают дорожать...
В связи с мировой тенденцией по ограничению использования полимерных материалов Беларусь приступила к разработке законопроекта об упаковке. Основной альтернативой полиэтилену в наших условиях станет бумага, поскольку у нас шесть целлюлозно-бумажных фабрик и достаточно сырья для изготовления самых современных бумажных пакетов. Одновременно продумывается вопрос о создании в республике широкой сети заготовительных организаций, чтобы они были в состоянии “проглотить” горы использованных бумажных изделий. Заготовительные пункты у нас всегда были, но их очень мало: в Минске — 17, а в некоторых районных центрах нет даже одного.
Важнейшая идея нового закона — обязать производителей упаковочных материалов согласовывать все свои новые разработки с Министерством природы на предмет их экологичности, а тех производителей, которые не прекратят выпуск полиэтиленовой упаковки, обложить дополнительным налогом.
Изучается также вопрос введения залоговой стоимости на некоторые виды упаковки, многоразовую тару, а также заодно на батарейки, лезвия и другие опасные для окружающей среды предметы. Конкретными проектами занимается Гомельский университет.
Предположительно законопроект об упаковке может быть внесен в правительство через год-полтора. Если меня спросят, почему так долго, я отвечу, что это новый для нас вопрос, и мы хотим сначала изучить имеющийся мировой опыт, чтобы сделать еще лучше, чем в Китае.