Об упаковке - Для упаковки

Состояние и перспективы российского рынка гофротары

Состояние и перспективы российского рынка гофротары
26.12.2019

Unipack.ru | Статьи | Состояние и перспективы российского рынка гофротары

В ближайшей перспективе отечественный рынок гофроупаковки будет расти. Об этом, о ситуации и о проблемах рынка говорил Юрий Алпеев, президент экспертного совета Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак), директор по стратегическому маркетингу УК ГП «Готэк», на совместном заседании Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) и Подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию упаковочной индустрии «Российский рынок упаковки из гофрокартона. Ожидаемые итоги 2019 г. Тенденции и вызовы 2020 г.» Заседание прошло в Москве 19 декабря 2019 г. Редакция Unipack.Ru предлагает вниманию читателей материал, посвящённый выступлению Юрия Алпеева на совместном заседании.

Динамика рынка

В первом полугодии 2019 г. динамика рынка гофрокартона и упаковки из него оценивалась в 4,5%, этому способствовал хороший прирост в начале года. Однако к концу года рынок замедлился вслед за снижением динамики показателей обрабатывающей промышленности. Юрий Алпеев отметил: «Сейчас мы рассчитываем, что за год рост рынка составит 3,5 – 3,3%. Это меньше прогнозируемого в начале года показателя, тем не менее, 3,3% – это намного лучше по сравнению с показателями в других отраслях». В условиях такой динамики сделаны прогнозы относительно того, как завершат год предприятия, входящие в ТОП 10 рынка производства гофротары. Десятку возглавляет SFT Group с приростом в 2019 г. на уровне 22%. Активно растёт компания «Архбум» со всеми филиалами – 10%. На третьем месте разместилась группа компаний «Готэк» с ожидаемым ростом 2%. У компании Smurfit Kappa основной прирост (7%) связан с ростом приобретённой компании «Союз». Впервые за всю историю ведущая десятка предприятий преодолела рубеж доли рынка в 50%. Эта же десятка забрала практически весь прирост рынка и задаёт тон в отрасли. Основной прирост пришёлся на компании, которые ввели новые мощности.

Среди макроэкономических факторов, оказывающих влияние на рынок упаковки из гофрокартона, – положение дел в обрабатывающих производствах, оборот розничной торговли и реальные располагаемые доходы населения. Обрабатывающие производства в течение года демонстрировали снижение темпов прироста, что привело к снижению темпов роста рынка гофротары. Тем не менее рост рынка упаковки из гофрокартона исторически превышает темпы роста показателей промышленного производства и обрабатывающих отраслей под влиянием требований розничной торговли в условиях низких темпов роста располагаемых доходов населения. «На перспективу 2020 – 2021 гг. мы видим положительную динамику развития, поэтому, согласно прогнозу, минимальный рост рынка оценивается в 3,4%», – подчеркнул Юрий Алпеев.

Факторы, влияющие на рынок

Важными факторами, влияющим на рынок, являются оборот торговли и реальные располагаемые доходы населения. По словам Юрия Алпеева, в этих взаимоотношениях между розничной торговлей и тем, как мы потратим свои деньги в ней, и кроется динамика прироста рынка упаковки выше, чем в других отраслях. Учитывая очень низкие темпы роста реально располагаемых доходов (+ 0,1% в 2019 г., +1,5% для 2020 г.), на фоне роста оборота розничной торговли, получается эффект, создающий рост упаковки. Методы стимулирования спроса, подход, направленный на то, чтобы люди принесли свои деньги в магазин, во многом затрагивают область упаковки, обеспечивая ей рост.

К факторам, оказывающим определяющее влияние на рынок в 2019-2021 гг., относится, прежде всего, поведение основных игроков рынка: активный ввод новых мощностей интегрированными компаниями, в том числе строительство заводов, рассчитанных на выпуск более 360 млн м2 гофропродукции. Причём темпы ввода этих мощностей опережают рост рынка. Юрий Алпеев отметил, что это естественным образом приведёт к недозагрузке мощностей. С этим связано и расслоение конкуренции между группами производителей по признаку доступа к сырью.

Другим важным фактором является впечатляющая тенденция, связанная с вводом новых мощностей на сырьевом рынке тарных картонов. 2019-й стал переломным годом в этой отрасли, так как впервые наблюдается устойчивый профицит тарных картонов. Предложение превышает спрос. Потребление и соотношение целлюлозных и макулатурных тарных картонов в целом соответствует общемировому. Также наблюдается падение внутренних цен на тарные картоны, происходящее под воздействием внешней и внутренней конъюнктуры. Вместе с тем, происходит улучшение качества сырья и снижение спроса на картоны низкого качества.

К числу важных факторов влияния на рынок относятся также тенденции в области развития упаковки из гофрокартона, которые могут способствовать увеличению потребления упаковки. Фактор кастомизации и расширения ассортимента упаковки будет способствовать тому, что упаковка будет расти опережающими темпами. С другой стороны, будут снижаться плотности материала, ужесточаться требования к снижению стоимости упаковки. Среди других тенденций рынка гофротары Юрий Алпеев назвал увеличение доли упаковки, готовой к выкладке в торговом зале, омниканальность, биоразлагаемую экологически безопасную упаковку. Соответственно, со стороны клиентов отрасли будет запрос на сокращение издержек на упаковку.

Снижение доходности на рынках тарных картонов и гофропродукции

В 2019 г. цены на тарные картоны во втором полугодии пошли на снижение под давлением профицита тарных картонов из-за ввода новых производственных мощностей и падения цен на тарные картоны в Европе. Цены на гофроупаковку с опозданием отреагировали на снижение сырьевых цен вследствие сложившегося цикла адаптации цен с покупателями. Эффект отложенного снижения цен на упаковку позволил рынку гофропродукции кратковременно получить доходность выше, чем в 2018 г., однако прирост нивелируется продолжающимся снижением цен на гофропродукцию. Профицит тарных картонов уже привёл к устойчивому снижению доходности, которое продолжится до тех пор, пока не будут утилизированы лишние производственные мощности.

Развитие тенденций рынка гофропродукции в 2019 – 2020 гг.

Профицит мощностей на рынке тарных картонов сформировал выгодные условия для рынка покупателя. Тенденция к снижению цен на тарные картоны, как результат необходимости загружать вновь введённые мощности по выпуску гофропродукции, привёл к формированию аналогичного тренда цен на упаковку из гофрокартона. Клиенты в преддверии 2020 г. активно использовали сложившуюся ситуацию, активно проводя тендеры для снижения издержек на упаковку. Сложившиеся к концу 2019 г. тенденции заставляют игроков рынка пересмотреть свои стратегии на 2020 г.

Прогнозы на первое полугодие 2020 г.: мощности по производству тарных картонов устойчиво превышают потребление, что приводит к необходимости их ограничивать и корректировать уже в первом квартале 2020 г. Цены на тарные картоны продолжат снижение в течение года. Цены на готовую продукцию будут определяться уровнем цен на тарные картоны, ограничиваясь в минимальных значениях инвестиционными издержками крупных игроков по вновь введённым мощностям и их внутренними финансовыми ресурсами. Недозагрузка введённых производственных мощностей крупных игроков приведёт к ценовым войнам на тендерах. Эти тенденции на рынке сырья и гофроупаковки создают риски для всех участников рынка.

Снижающийся уровень загрузки производственных мощностей неизбежно поставит перед участниками рынка вопрос о размере необходимой доходности, обеспечивающей окупаемость осуществлённых инвестиций. По словам Юрия Алпеева, стоимость современного гофрозавода даже в валютном эквиваленте в два раза выросла по сравнению со стоимостью заводов, которые строились в начале 2000-х гг., а доходность на 1 м2 для нормального развития гофропредприятия находится в пределах 6-7 руб.

Ввод в 2019 г. новых мощностей на рынке тарных картонов в 2020 г. приводит к профициту тарных картонов, который составит +20 - +30 т ежемесячно, учитывая сложившуюся динамику спроса на сырьё со стороны рынка готовой продукции.

Юрий Алпеев отметил, что прирост мощностей, которые будут вводиться до 2023 гг. должен работать на прирост потребления, которого пока нет. Так как мощности вводятся постепенно, эффект от их ввода растянут во времени. В 2019 г. производителям макулатурных тарных картонов удавалось загружать мощности примерно до октября. В первом квартале шло в основном заполнение складов производителей гофропродукции, которые были пусты. Во втором квартале производители макулатурных тарных картонов начали заполнять свои склады. В третьем квартале сложилась ситуация, при которой склады оказались заполнены, мощности стали излишними.

Что сбалансирует рынок тарных картонов в первом квартале 2020 г.?

По оценке Юрия Алпеева, рынок целлюлозного сырья можно сбалансировать за счёт увеличения экспортных поставок и размещения излишней продукции на своих и сторонних складах, а также за счёт его переработки на собственных производствах гофропродукции. Рынок целлюлозных картонов был изначально профицитным и экспортоориентированным.

Баланс рынка макулатурных тарных картонов будет складываться в зависимости от ценовых стратегий производителей высококачественных картонов и картонов среднего качества. На ценовые стратегии производителей будет оказывать влияние ситуация на рынке макулатуры и тактика интегрированных производителей макулатурных тарных картонов. Здесь, по оценкам Юрия Алпеева, существует два возможных сценария. В соответствии с первым сценарием, производители высококачественных картонов, сохраняя тренд снижения цены на уровне 2019 г., окажут давление на рынок макулатуры, доведя его до уровня 6 тыс. руб./т. Рынок сбалансируется аналогично ситуации конца 2019 г., остановы распределятся равномерно между производителями высококачественного и низкокачественного сырья, что утилизирует возникший профицит сырья.

Согласно второму сценарию, производители высококачественных картонов окажут давление на изготовителей картонов среднего и низкого качества, перехватив часть их объёмов. Это позволит уменьшить потери от остановов в первом квартале для производителей высококачественных картонов, но не приведёт к существенному перераспределению объёмов между основными игроками. В данном случае ожидается, что цена на макулатуру составит 6,5-7 тыс. руб./т.

В перспективе рынок гофротары будет расти

В конце выступления Юрий Алпеев пришёл к следующим выводам. В перспективе на ближайшие два-три года рынок гофроупаковки оценивается как растущий. Динамика темпов роста прогнозируется выше динамики обрабатывающих отраслей. Количество заявленных и уже осуществлённых инвестиционных проектов привело и далее ведёт к профициту мощностей на рынке гофротары и на сырьевом рынке тарных картонов. На сырьевом рынке складываются условия для полного вытеснения картонов низкого качества: текущие потребности могут обеспечиваться за счёт качественных картонов.

В области инвестиций некоторые компании уже приняли решение о приостановке проектов развития новых мощностей на рынках гофротары и тарных картонов. В области ценообразования, в первую очередь, интегрированные производители, активно вкладывавшие средства в оборудование, имея долгоокупаемые активы, будут вынуждены искать золотую середину между целесообразностью снижения цены для роста темпами быстрее рынка и удержанием доходности с целью сохранения ликвидности и обеспечения нормативов показателей по возврату инвестиций.


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе статьиДобавить статьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru